Преобразование библиотек в малых городах
ИСТОРИЯ БИБЛИОТЕКИ В МОНОГОРОДЕ КАЧКАНАР

Качканар — город областного подчинения Свердловской области. Административный центр Качканарского городского округа.
276 км к северо-западу от Екатеринбурга.

Это типичный моногород.
Градообразущее предприятие — Качканарский горно-обогатительный комбинат, который принадлежит
компании ЕВРАЗ.

Население: 39 338 человек (2017)
Примерно 7 000 человек трудятся на комбинате.

Самая большая группа жителей - пенсионеры. Их здесь 24% от общего числа, что говорит о крайне высоком уровне демографической старости.

Нам было интересно узнать, как в таком городе чувствует себя молодежь, которая по-разным причинам не хочет связывать свою жизнь с работой на градообразующем предприятии.

Мы провели 10 интервью с качканарцами в возрасте от 16 до 29 лет и узнали, что их тревожит больше всего.



Молодёжь Качканара
«Мне кажется, что у нас взрослеют быстрее.
Общество давит, с 15 до 23 еще веселятся,
а потом… всё.»

Преподавательница колледжа, 21 год
1. Молодежи в возрасте 16−29 лет в городе немного (5859 человек из 39 338).

2. До 15— 18 лет подростки не строят планы на будущее. Главная цель — сдать ЕГЭ, закончить колледж. Нередко решение за подростков принимают родители.

3. Молодые люди часто выезжают в соседние крупные города за досугом и новыми знакомствами, а после окончания школы или колледжа уезжают совсем.

4. В случае, если молодой качканарец не стал успешным на новом месте, он возвращается назад в город.
Что есть в городе для молодежи:
1
Мероприятия
Не пользуются популярностью.
События марта 2018 на «Афише Качканара»: презентация книги уральской поэтессы, фестиваль КВН «Нет праздника? Придумай!», концерт татаро-башкирского коллектива «Дуслык» на сцене Школы №2.
2
Клубы
Проводят кружки для молодежи. Средняя посещаемость - 7-10 человек 10-14 лет. Подростки приходят туда посидеть в Интернете и потанцевать под ролики с Ютьюба.
Недавно из-за низкой посещаемости закрыли 4 клуба из 9.
3
Платная школа вожатых
Молодёжь 16+ собирается в клубе «Бригантина», и больше нигде. Там можно встретить сверстников, научиться играть в КВН, пройти платное обучение на вожатых. Немногие могут себе это позволить.
4
Библиотека
Находится в здании бывшего детского сада. Мероприятия библиотеки посещают бабушки и маленькие дети. Для молодёжи иногда проходят просмотры фильмов и игротеки, туда приходят 3-4 человека.
Чего нет в городе для молодежи:

Современного места, где можно с пользой провести время совершенно бесплатно,
научиться новому, пообщаться со сверстниками, придумать мероприятия самостоятельно.
"Искатели"
Мы поговорили с молодыми жителями Качканара об их жизни в городе.
"В Качканаре если ты хочешь общаться, то не знаешь, куда пойти. А если и есть что-то, то вряд ли пойдёшь."
Активист колледжа
17 лет
Участвует во всех мероприятиях колледжа
"Мы - бюджетное учреждение.
И у нас дети на свободном посещении. Если он не пришёл день-два-неделю,
то нам всё равно. Он не обязан к нам ходить. И у нас нет денег, финансирования.Он нам никто, и мы ему: "На помещение." Посидеть - посидел, уйти - ушёл. Всё."
Сотрудница молодёжного центра
29 лет
Организует мероприятия для молодёжи
"- Неинтересно. Новых людей нет, все молодые уезжают. Город мёртвый.
Как бы тут ничего не развивается по сути.
- А вам город сам нравится?
- Внешне да, а составляющая общества нет."
Студент 3-го курса колледжа
Не принимает участия
в городских мероприятиях
"Типа я работаю, но мне мало. То, что я делаю, мне мало. Деньги, вполне хватает. Но когда я сижу на работе в выходные, я работаю фотографом, и, господи, там вообще делать нефиг: люди такие пассивные. К ним подходишь, фотография там, все дела. Они такие: "Не." И уходят"
Десятиклассница
16 лет
Входит в Молодёжную думу,
работает, увлекается творчеством
Мы объединили всех наших респондентов по группам
в зависимости от их желаний и возможностей действовать.
Модель пользовательского потенциала
хочет - может
"Деятели"
создают возможности




Мотивы: заниматься любимым делом, получать отклик


Барьеры: общественная пассивность
хочет - не может
"Искатели"
активные участники
мероприятий, волонтёры,
попробовали всё


Мотивы: новые знакомства и качественные мероприятия, саморазвитие

Барьеры: отсутствие этого в городе

не хочет - может
"Нытики"
имеют ресурсы,
но не пользуются ими



Мотивы:
комфортное бездействие

Барьеры: отчётность,
требование результата
Именно у "искателей" обнаружился острый разрыв между желаемым и действительным.
На данный момент город не удовлетворяет их потребности в общении, новых знакомствах и развитии.
При проектировании решения для "искателей" мы учитывали ресурсы, которыми обладает город.

Решение должно помогать "искателю" с пользой проводить время, находить новые знакомства, учиться новому.
Идея
Преобразовать городскую библиотеку в центр актуальных знаний.
Если "искатель" хочет быть в курсе событий, учиться новому, быть причастным к сообществу интересных для него людей, он первым делом идёт в библиотеку.
Каким образом?
Выстроить бренд
Сформировать отношение к библиотеке как
к модному, полезному и душевному месту
для молодежи
Создать сообщество
Сформировать вокруг библиотеки сообщество людей, неравнодушных к трендам, технологиям и образованию
Изменить дизайн пространства
Сделать навигацию в библиотеке интуитивно понятной, а помещения зонировать и осовременить
Пополнить библиофонд
актуальными книгами
Включить передовую литературу
по саморазвитию, бизнесу, открыть доступ к онлайн-библиотекам ведущих издательств
Проводить современные форматы мероприятий
На смену лекциям должны прийти практикоориентированные форматы: воркшопы, мастер-классы, edutainment
Найти партнёров
Быть на связи с издательствами, администрацией, местным бизнесом и другими библиотеками


Как результат,
библиотека - модный центр актуальных знаний,
посещая который человек обучается, развивает компетенции, обретает полезные знакомства и связи.


Всё это позволит ему в дальнейшем
быть успешным и востребованным.

Проект глазами пользователя
"Искатель" будет взаимодействовать
с библиотекой вот так:
Информирование
Информирование
Увидел пост у друзей в социальных сетях о предстоящем мероприятии или интересной книге / пригласили друзья в библиотеку.
Вовлечение
Вовлечение
Зашёл на сайт библиотеки.
Посмотрел видео-отчёты, анонсы мероприятий, подборки книг.
Присоединение
Присоединение
Зарегистрировался на сайте библиотеки, прошёл тест о себе
(какие книги и настолки нравятся, чем лучше всего заняться в библиотеке). Записался на мероприятие.
Использование
Использование
Пришёл в библиотеку, получил электронную карточку читателя,
принял участие в мастер-классе, поиграл в настольные игры,
познакомился с новыми ребятами моего возраста, выпил чай.
Взял по своей карте интересный комикс,
почитал его на мягком диване у окна.

После мероприятия предложили вступить в группу в социальных сетях,
где можно обсуждать с другими посетителями прошедшие события в библиотеке, а самое главное - придумывать свои.
Повторное использование
Повторное использование
Получил письмо на почту о том, что появились новые книги и скоро будут проходить следующие мероприятия.
Пришел снова в библиотеку и принял участие в совместном просмотре фильма, квартирнике, обсуждении книги, английском разговорном клубе и т.д.

Библиотекари и активисты, с которыми познакомился, рассказали,
как правильно проводить интересные мероприятия.
Через неделю провел своё занятие по решению тригонометрических уравнений.
Рекомендация
Рекомендация
Пригласил своих друзей пойти вместе на событие в библиотеке.

Увидел на почте приглашения от библиотеки на мероприятия,
подобранные специально для меня.
MVP, прототип и тестирования
Чтобы запустить MVP нужно:
1
Провести в библиотеке мероприятие, которое можно повторять еженедельно
2
Задействовать в организации активных молодых жителей города
3
Проинформировать город о событии в сжатые сроки через социальные сети и сарафанное радио
4
Использовать для промо яркие визуальные материалы
5
Создать неформальную и дружескую обстановку на мероприятии
6
Обучить проведению мероприятия + выстроить систему поддержки
7 апреля в Городской библиотеке им. Ф.Т. Селянина в Качканаре мы запустили MVP

Игротека

Мы трансформировали проходящую в библиотеке еженедельно игротеку в событие,
привлекательное для искателей.
Воссоздали атмосферу «третьего места»: уютный украшенный зал,
чай и печенье, тесное расположение столов, фоновая музыка.
«Мы часто устраивали в субботу вечер игр.
Мы говорили о том, что здесь будут проходить игры,
но никто не приходил»

Студент колледжа, 17 лет.
Что тестировали:
  • Каналы распространения информации
  • Влияние атмосферы на поведение, желание снова прийти
  • Готова ли библиотека к изменениям
Распространили информацию о мероприятии за два дня
с помощью «искателей» и группы библиотеки ВК.

Чтобы привлечь молодежь на игротеку, мы сделали серию ярких афиш.
«Было много людей, кто распространял эту рекламу,
и она была завлекающая»

Десятиклассница, 16 лет
Мы создали неформальную и уютную атмосферу, в которой можно легко заводить новые знакомства и не стесняться быть собой.

Были введены правила взаимодействия:
- каждый волен выбирать игру, в которую хочет сыграть;
- мы принимаем новеньких посреди игры, если это позволяют правила;
- мы разрешаем участнику покинуть игру, когда он захочет, но это не должно сломать игру остальным;
- не понял правила – спроси.


«То, что сейчас произошло – это просто бомбезно!
Мне кажется, топовая суббота за последние полгода».

Студент колледжа, 17 лет
Итог:
  • 42 участника
  • 2,8 тыс. просмотров поста в группе библиотеки в ВК
    (среднее число просмотров других постов – 120)
  • возраст участников – 14 - 26 лет
Игротека стала регулярным событием и собирает большое количество посетителей.
С 7 апреля по 12 мая прошло 6 игротек.

Нам удалось запустить процесс формирования сообщества. По инициативе наших "искателей" и библиотекарей были проведены совместный просмотр кино и квартирник. Мероприятия привлекли 20 и 47 человек соответственно.
После игротеки мы попросили участников взять стикеры трех цветов и оценить пространство библиотеки. На красном нужно было писать отрицательные комментарии, на синем– положительные, а на желтом - что можно изменить или добавить.
Из анализа стикеров мы поняли,
что пространство библиотеки необходимо изменить.

Так родилась идея второго прототипа.
13 мая Городская библиотека им. Ф.Т. Селянина

Картония

Мы хотим, чтобы библиотека стала центром актуального знания,
транслировала современные тенденции, собирала вокруг себя продвинутых людей.

Это почти недостижимо в помещении, где на окнах решётки,
со стен обваливается краска, а мебель помнит, как было при социализме.
«Город выделил помещение бывшего детского сада,
с облезлыми стенами, текущей крышей и совершенно не приспособленными для нахождения людей залами и коридорами».

Библиотекарь, 24 года
Мы собрали "искателей" и вместе с ними попробовали создать новый пользовательский опыт в библиотеке.
Участникам воркшопа было предложено сделать редизайн нескольких пространств библиотеки, используя картон, скотч и другие материалы.
Нами были сформулированы принципы, которым должно отвечать пространство современной библиотеки.
Мультифункциональность
Уют
Зонирование
Минимализм
Интуитивность
Единый дизайн-код
Мы поделили участников на две команды.
Первая выполняла придуманный нами дизайн-проект и тестировала формат картонии с точки зрения полезности и развития навыков.
Вторая команда тестировала принципы, которым должно отвечать пространство библиотеки, поэтому создавала дизайн помещения по ним сама.
ДО и ПОСЛЕ
Пространство необходимо было сделать максимально гибким и мобильным - для этого мы придумали кубики, которые разбираются и вкладываются друг в друга. На них можно читать, писать, сидеть.

Интересно, что такие же кубики были предложены членами второй команды, которым были озвучены лишь принципы построения пространства.

Постоянные контакты друг с другом сплотили "искателей",
было место веселью и играм.
По окончании работы в библиотеку пришли посетители.

Мы так же, как и после первого тестирования, предложили оценить пространство библиотеки стикерами.
Розовый – нравится, желтый – не нравится.
Мы не увидели ни одного желтого стикера!
«У меня самое главное чувство:
жалко, что мы не можем это всё сделать не в Картонии».

Директор библиотеки
Мы поняли, что не все принципы были понятны "искателям".
Было предложено объединить удобство и уют, переназвать многофункциональность и минимализм. Команде, создающей дизайн с нуля, было тяжело удерживать связь с принципами, особенно с принципом удобства. Им хотелось заставить все возможное пространство мебелью, загородить вход и выход арт-объектами, сэкономить время на расчетах габаритов.
Наши модераторы помогали участникам удерживать фокус на задаче.
Результат так понравился посетителям и администрации библиотеки, что было решено оставить картонный дизайн минимум на неделю.

Мы планируем запуск краудфандинга, чтобы воплотить идеи в жизнь.
Системное решение
Чтобы масштабировать проект по переустройству библиотек в малых городах
в центры актуального знания, нам нужно выстроить экосистему между бизнесом, СМИ, издательствами, министерствами, библиотеками и пользователями.

С чего начнем?

Предложим молодым библиотекарям собрать команду, заинтересованную в ее развитии.

Она пройдет разработанное нами обучение по следующим направлениям: event-менеджмент, комьюнити менеджмент, edutainment, маркетинг и PR, работа с партнерами, дизайн. Все это необходимо для запуска современной и актуальной библиотеки.



Что потом?

Получив необходимые знания, команды приступят к проектированию решений по развитию библиотек. В течение года они будут осуществлять задуманное с нашей поддержкой.

О своих успехах и неудачах команды будут писать на сайте проекта. Лучшие реализованные идеи будут доступны для использования.
Откуда возьмутся деньги?

Мы создадим фонд развития библиотек в малых городах. Будем искать поддержку у бизнеса, градообразующих предприятий моногородов, министерств и других фондов.

Наша основная задача - дать библиотекам импульс к развитию: обучить сотрудников, помочь им разработать идеи, обеспечить ресурсами.


Зачем всё это?

В маленьких городах по всей стране появятся места, где можно научиться новому, узнать самую актуальную информацию, освоить базовые навыки и найти единомышленников. Это будет абсолютно бесплатно, люди любого возраста смогут свободно туда приходить.

Библиотеки вновь станут востребованными,
а её посетители продвинутыми.
Коммуникации проекта
"Искатели"

Предложение:
быть в курсе событий, учиться новому, быть причастным к сообществу интересных людей

Примеры:
мастер-классы, воркшопы, клубы по интересам, игротека, коворкинг
Семьи

Предложение:
с пользой провести время: ребёнок занят на мероприятии/играет, а мама может почитать

Примеры:
игровая зона, клуб мам, рекомендации книг, библионяня
Пенсионеры

Предложение:
не отставать от жизни, учиться цифровым навыкам, читать современную литературу

Примеры:
курсы цифровой грамотности, клубы по интересам
Партнёры и СМИ

Предложение:
Быть в тренде вместе с библиотекой, повысить к себе лояльность

Примеры:
совместные проекты, материалы
Вчера
>> Библиотеки в прошлом: новое знание

>> Отношение к библиотекам: источник знаний
Сегодня
>> Библиотеки в настоящем: старое знание

>> Отношение к библиотекам: пыльно, тихо, страшно прийти
Завтра
>> Библиотеки в будущем: актуальное знание

>> Отношение к библиотекам: первое место в городе, куда я пойду
Библиотека делает меня продвинутым,
позволяет не отставать от ведущих городов в плане трендов, развития и новых форматов.
If a building becomes architecture, then it is art
Стоимость MVP
на примере игротеки
Настольные игры
8 000 ₽
Оплата работы
12 000 ₽
Оформление пространства
2 000 ₽
Канцтовары
1 000 ₽
Кофе-брейк
1 000 ₽
Итоговая сумма
24 000 ₽
Наши партнёры
Alpina Digital
Корпоративная библиотека Alpina Digital — это современный инструмент развития и обучения сотрудников и самая большая электронная библиотека деловой литературы на русском языке.

В основе библиотеки — платформа для загрузки, чтения и скачивания электронных книг и документов, доступная на компьютере, планшете и смартфоне.

Компания Alpina Digital входит в издательскую группу «Альпина», лидера рынка деловой литературы.


Антэк
Компания Антэк занимается разработкой и производством упаковки. За 15 лет накопленные знания и опыт преобразованы в уникальные для отрасли инновационные технологии, позволяющие решать задачи любой сложности и объема. Компания Антэк первая и единственная сертифицированная производственная упаковочная компания, работающая по международному стандарту менеджмента качества ISO 9001:2008.
Все производственные процессы выстроены на принципах бережливого производства. За 15 лет изготовлено более
1 000 000 заказов - нам доверяют более 30 000 клиентов.
Команда проекта
Екатерина Савостикова
Рекрутер в программе "Учитель для России",
социолог, игропедагог
Дмитрий Протасевич
Никита Савостиков
Учитель математики и английского языка в школе г. Белоусово, участник программы "Учитель для России", основатель проекта "Одинаково разные"
Ксения Королёва
Студент-архитектор
Камилла Ибрагимова
Студент-архитектор
Елизавета Родина
Бренд-менеджер, трекер команды
Made on
Tilda